Велосипед
Селерифер
Прототипом велосипеда был селерифер, он очень отдаленно похож на современные модели. По большому счету это был самокат, на двух колесах, была деревянная рама, но не было педалей и руля. В начале 19 века один из изобретателей подобного средства передвижения приехал на нем в Вену, в это время там проходил Венский конгресс. За такое легкомысленное и бесполезное изобретение он был уволен с должности княжеского лесничего. Зато позже он устроился работать профессором механики, а также получил десятилетний патент на изобретение.
Сидя на «самокате», ездок отталкивался ногами от земли, а потом поджимал их, и некоторое время ехал по инерции. В 1814 году немецкий барон Дрез фон Зауербронн усовершенствовал этот самокат, снабдив его седлом и рулем. Несмотря на свою убогость сей самокат выдавал приемлемую скорость. В 1817 году было покрыто расстояние в 170 км за четыре часа. Почтовый дилижанс тратил на эту поездку в четыре раза больше времени.
Французу Динер в 1818 году был выдан патент на "дрезину" в своей стране, впервые назвав ее "велосипедом", то есть "быстроногим" (от латинских слов "velox" - быстрый и "pedis" - нога). Не успели велосипеды появиться на свет, как во всех европейских странах началось повальное увлечение этой новинкой. Щеголи и франты из самого высшего общества с увлечением гоняли на них по бульварам или демонстрировали свое мастерство на специальных площадках. В конце 20-х годов этот первый "велосипедный бум" пошел на убыль. Но усовершенствование конструкции велосипеда продолжалось.
В 1845 году немец Милиус придумал и сделал первый велосипед с педалями на переднем колесе. С этого времени ездоки не должны были больше отталкиваться ногами от земли. Очень долгое время велосипеды изготавливались из дерева. В 1867 году были изобретены очень легкие колеса со ступицей и проволочными спицами Каупером. В 1869 году появляются первые велосипеды с металлической рамой. В этом же году француз Мишо организовывает первое фабричное производство велосипедов.
Соотечественник Мишо Тевенона придумал велосипедные шины из каучука, а французский фабрикант Сюрирей впервые применил в велосипедах шарикоподшипники. Это было очень важное изобретение. Годом позже, в 1870-м, английский изобретатель Лоусон ввел цепную передачу от педалей на заднее колесо. Скорость велосипедиста после этих нововведений настолько возросла, что он мог соревноваться с верховой лошадью.
Свой современный вид велосипед принял в 80-90-е годы XIX века. Дублинский ветеринар Данлоп в 1885 году снабдил колеса велосипеда своего 12-летнего сына пневматическими шинами из гуттаперчевого шланга, крепившимися к ободу с помощью полотняной ленты. Он же придумал клапан, позволявший легко и быстро накачать колесо, но не выпускавший воздух наружу.
Велосипед с педалями
Мальчик ездил на этом велосипеде, довольно долго не привлекая ничьего внимания, пока один заезжий коммивояжер, пораженный легкостью хода велосипеда, не оценил его под достоинству и не указал изобретателю на ценность его находки. Только тогда, в 1888 году, Данлоп взял патент и вскоре наладил промышленное производство пневматических шин. Они быстро распространились по всему свету.
Сначала, для увеличения скорости велосипеда, переднее колесо у него делали очень большим, однако езда на такой высокой машине была сопряжена с некоторой опасностью. После изобретения цепной передачи необходимость в такой конструкции отпала. Наибольшее увлечение велосипедом падает на 80-е годы XIX века, когда человечество пережило новый "велосипедный бум". С 1890 года началось бурное развитие велосипедной промышленности. Количество машин, выпускаемых тогда по всему миру, составляло несколько миллионов штук.
Кстати, в России первый двухколесный велосипед с педалями, большим ведущим передним колесом и малым задним был построен еще в 1801 году крепостным мастером Е.М. Артамоновым. На своем изобретении Артамонов проехал от Перми до Петербурга.
А в архивах Леонардо да Винчи, среди чертежей устройств, приводимых в движение силой мускулов, можно увидеть устройство, удивительно похожее на современный велосипед.